Звукозапись гитары

Хотя гитара и является одним из самых простых по конструкции музыкальных инструментов, от нее в то же время трудно добиться качественного звука при записи в студии. Это конечно не бином Ньютона, но знание одного-двух законов физики здесь не повредит. К сожалению, я вынужден был учиться тому, как извлечь из гитары качественный звук на собственных ошибках. После нескольких таких ошибок я сел и сформулировал эти законы, которые, как полагают, являются „Десятью Правилами записи акустической гитары“ (как полагаю я, по крайней мере).

Я думаю, что, если Вы читаете это, то у Вас 4-дорожное, или 8-дорожное записывающее устройство, довольно маленький пульт, основное навесное оборудование, и нет микрофона за 2000$. Если Вам принадлежат пульт 13 футов длиной и 48-дорожное записывающее устройство, Вы можете пропустить эту статью, потому что вероятно знаете то, что я собираюсь рассказать.

Правило №1.

Конденсаторный микрофон вкупе с аккустической гитарой за редким исключением не выдает звук лучше, чем динамический. Сейчас можно найти конденсаторные микрофоны стоимостью в районе 350$, выдающие неплохой звук с акустической гитарой.

Правило №2.

При записи новые струны всегда звучат лучше, чем старые.

Правило №3.

Тонкие струны более звонкие, чем толстые.

Правило №4.

Звук во многом зависит от динамики игры на гитаре.

Правило №5.

Во время того, как кто-то другой будет играть на гитаре, встаньте на колено и поднесите ухо к гитаре, как если бы это был микрофон. Меняя позиции, постарайтесь найти такие места, где звук будет лучше всего. Из этого Вы извлечете пользы больше, чем от прочтения всего, что здесь написано.

Правило №6.

Если у Вас есть помошник, попросите его перемещать микрофон на те позиции, на которых, как Вам кажется, звук будет лучше всего во время того или иного отрывка мелодии. Неплохо было бы, если помошник надел наушники с тем, чтобы вы могли с ним общаться во время процесса.

Правило №7.

Ограничитель почти всегда делает звук более качественным.

Правило №8.

Не верьте всему, что здесь написано, у меня только 7 правил, а не 10.

Давайте разберемся во всем поподробнее. Если Вы играете „кантри“, „поп“ или же что-то похожее на Lyin'Eyes группы Eagles, то необходимо расположить микрофон на расстоянии в 6-8 дюймов от звукового отверстия гитары и наклонить его в сторону соединения грифа и отверстия. Расположив микрофон в непосредственной близости от розетки вы получите очень громкий звук, может быть даже слишком громкий и с эффектом гула. Используйте компрессор/ограничитель, чтобы сбить любые пики (в отношении 3:1), и установить порог немного ниже, чтобы придать звучанию более „плоский“ или более жесткий эффект. Установите порог выше, чтобы лишь ограничить пики и дать более открытый звук. Возможно это понадобится, чтобы выравнять некоторые шумы. Если так, то лучше попытаться отрегулировать „низы“ (100 Гц), или убрать пару децибел на 300-х Гц. Чтобы добавить немного „лоска“ на верхнем краю, попробуйте что-нибудь в 8-10K диапазоне, но будьте осторожны, перебор добавит шума в трэке. Если же микрофон наклонить в сторону медиатора, то звук будет более резким.

Если мелодия, которую Вы играете, походит на музыку Джона Кугара Маленкампа (John Cougar Mellenkamp), попробуйте поиграть на струнах среднего натяжения, немного жестче настроить ограничитель и чуть-чуть прибавить на „средних“, скажем – 700Hz-1.2K. Это даст немного „деревянный" звук.

„Хорошо.“, – скажете Вы: „А как насчет Мелиссы Эферидж?“. Попробуйте следующее: возьмите гитару со встроенным звукоснимателем и микрофон. Несомненно будут иметь место некоторые фазовые аномалии, но это является частью звука. Проделайте процедуру с подборкой положения микрофона относительно гитары, это повлияет на фазовое отношение обоих источников звука. Рано или поздно, Вы найдете то, что заставит вас почувствовать удовлетворение. Можно отрегулировать звуки слева и справа, чтобы получить хорошее панорамное звучание, но убедитесь в том, что даже при „моно“ режиме все еще идет некоторый звук слева. Нужно быть внимательным с фазами – они могут попортить немало нервов.

А сейчас самые популярные звуки на акустической гитаре Грэмми 1993... это Эрик Клаптон со своей классической гитарой. Опять же понадобится конденсаторный микрофон, но на этот раз расположите его в 10 дюймах от гитары. Фактически, его нужно поставить еще и на 3-4 дюйма выше грифа и наклонить в сторону захватывающей руки. Такой угол избавит от гулкости, возникающей вследствие кардиоидной полярной направленности микрофона, продуцирующей естественный частотный завал (когда звук идет не по оси микрофона). Попробуйте повторить такое 3 раза подряд. Увеличение дистанции также позволит уловить некоторый резонанс корпуса гитары. Ограничитель в данном случае просто обязателен из-за возможных резких пиков. 4:1 неплохое отношение для начала, но нужно установить довольно высокий порог с тем, чтобы не позволить потеряться некоторой части боя.

При игре рока и альтернативной музыки, акустическая гитара как правило смешивается с электрогитарой, а то и двумя. Лично я предпочитаю разделять игру этих двух инструментов. Разбейте их: одну – налево, другую – направо. Вы быстро заметите, что электрогитара подавляет акустику и наиболее эффективный метод здесь – немного увеличить действие ограничителя на акустику, что возможно уже сделано, и прибавить мощности последней, дабы та могла составить конкуренцию электрогитаре.

Существует другой действенный прием. Можно сделать так, чтобы гитары играли частями, но не одновременно и с разными интервалами. Вы получите хорошо звучащий трэк, который в то же время будет непренужденным и легким. Также акустику можно сделать более роковой подачей основной игры с одной стороны, а иннерционное звучание (лучше короткими вставками) с другой. Этот метод может быть продолжен путем зажима струны или же щипкового движения на струне (достачно будет всего одной сотой полутона). Это действие вызовет ощущение будто гитара на самом деле более „толстая“, в то время как иннерционное звучание вызовет ощущение, что Вы играете на гитаре больших размеров.

Основное правило при звукозаписи: пробуйте, и у Вас все получится...

Михаил Ласков, 1 мая 2008

Комментарии

Серёга 7 января 2010 19:02
Спасибо за побсказки!!!

Саак 11 февраля 2012 18:45
Всё ОК и класно
Спасииииииииииибо

d-fedor 6 марта 2012 15:30
Преподаю гитару в муз. школе ,много чего нашел у вас на сайте.Спасибо огромное!

Влад 29 ноября 2012 00:13
Сайт супер. Что тут можно добавить
Как сказал мой тёзка :"Один из лучших гитарных сайтов,что я встречал!!!!!!!!!"

guitar2905 18 июня 2013 08:39
Только зарегистрировался... друзья , уточните в отзыве Влад 28 ноября 2010 23:13 упоминается лучший гитарный сайт именно этот- Akgitara.ru ?

Все комментарии

Добавление комментария
Имя: 

В комментариях не предусмотрена дискуссия, если вы хотите получить ответ на свой вопрос или пообщаться с другими пользователями, пишите на форуме. Комментарии, не имеющие отношение к статье, удаляются.

Copyright © 2007-2010 akgitara.ru, по всем вопросам связывайтесь с администратором через форму