Мажорные тональности с диезами при ключе | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Имя тональности | До | Соль | Ре | Ля | Ми | Си | Фа | До |
Число | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ноты с диезами (слева на право) | Фа | До | Соль | Ре | Ля | Ми | Си | |
Минорные тональности с диезами при ключе | ||||||||
Имя тональности | Ля | Ми | Си | Фа | До | Ре | Ля | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Фа | До | Соль | Ре | Ля | Ми | Си | ||
Мажорные тональности с бемолями при ключе | ||||||||
Имя тональности | До | Фа | Си | Ми | Ля | Ре | До | |
Число | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ноты с бемолями | Си | Ми | Ля | Ре | Соль | До | Фа | |
Минорные тональности с бемолями при ключе | ||||||||
Имя тональности | Ля | Ре | Соль | До | Фа | Си | Ми | Ля |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Си | Ми | Ля | Ре | Соль | До | Фа |
Ноты, составляющие тональность, определяются из таблицы: выписываем подряд семь известных нот, начиная с тоники, и у нужных ставим диезы или бемоли, например, для тональности Си-минор (4-й столбец, 6-ая строка) основными нотами являются Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля; для Соль-мажор (8-й столбец, 10-я строка) – Соль, Ля, Си, До(Си), Ре, Ми, Фа.
Мелодия довольно часто начинается с тоники и почти всегда ею заканчивается, тоника подобна точке в конце предложения. Если мелодия уже записана в нотах, то ее тональность легко определить по диезам или бемолям, стоящим при ключе. Последняя пъеса, „Старинная французская песенка“, написана в тональности Ми минор – при ключе стоит один диез, относящийся к ноте Фа (смотрим в таблице: либо Соль мажор, либо Ми минор), и завершается она звуковым сочетанием, в котором присутствует тоника Ми.
Теперь о построении. Любой аккорд строится от какой-то ноты, по которой он и называется, в названии ноты традиционно обозначаются латинскими буквами. Аккорд строится по интервалам, то есть берется нота и к ней через определенные интервалы достраиваются другие. Существует несколько видов аккордов, рассмотрим их на примере ноты Ми (обозначается буквой E).
Аккорд E (Ми-мажор), построение: Интервалы между нотами аккорда: 2т – 1,5т. (т – один тон, пол тона эквивалентно расстоянию в один лад на грифе гитары.) Ноты аккорда: Ми – Соль – Си. |
E
|
|
Em (Ми-минор) 1,5т – 2т Ми – Соль – Си |
Em
|
|
E+ (увеличенное трезвучие) 2т – 2т Ми – Соль – До |
E+
|
|
E− (уменьшенное трезвучие) 1,5т – 1,5т Ми – Соль – До |
E−
|
|
Emaj7 (большой мажорный септаккорд ) 2т – 1,5т – 2т Ми – Соль – Си – Ре |
Emaj7
|
|
E7 (доминантсептаккорд) 2т – 1,5т –1,5т Ми – Соль – Си – Ре |
E7
|
|
Em(maj7) (большой минорный септаккорд) 1,5т – 2т – 2т Ми – Соль – Си – Ре |
Em(maj7)
|
|
Em7 (малый минорный септаккорд) 1,5т – 2т – 1,5т Ми – Соль – Си – Ре |
Em7
|
|
Em7b5 (полууменьшенный септаккорд) 1,5т – 1,5т – 2т Ми – Соль – Ля – Ре |
Em7b5
|
|
Edim (уменьшенный септаккорд) 1,5т – 1,5т – 1,5т Ми – Соль – Ля – До |
Edim
|
|
Esus (малый мажорный септаккорд с повышенной терцией) 2,5т – 1т – 1,5т Ми – Ля – Си – Ре |
Esus
|
|
E6 (мажорный секстаккорд) 2т – 1,5т – 1т Ми – Соль – Си – До |
E6
|
|
Em6 (минорный секстаккорд) 1,5т – 2т – 1т Ми – Соль – Си – До |
Em6
|
Один и тот же аккорд на гитаре может быть построен по-разному, единственное условие, чтобы в его построении участвовали только звуки аккорда и никакие другие, или же последние не игрались. Теперь сделаем такую вещь: возьмем аккорд E и сдвинем его вверх по грифу на один лад, используя баррэйную технику, что эквивалентно поднятию на полтона.
Ноты аккорда сместились, но интервалы сохранились и никаких новых нот не прибавилось, таким образом, мы получили в точности мажорный аккорд, построенный от ноты Фа, – аккорд F. Двигаясь дальше по грифу гитары, получим F, G, G и т. д. Ту же самую операцию можно проделать с аккордами Em, A, Am. Аккорды, построенные таким способом, называются типовыми в противоположность уникальным, где предпочтение отдается открытым струнам и отсутствию баррэ.